• /

Капча – убийца для конверсии. Учимся побеждать спам без нее

Приветствую, сегодня поговорим об отказе от капчи и методах, позволяющих создать ей полноценную альтернативу. Почему нужно отказываться от капчи? Ответ прост – она буквально убивает конверсию, так как около 50% пользователей отказываются расшифровывать и вводить очередную абракадабру и уходят с сайта – так и не оставив заказ, комментарий, не написав сообщение.

Для коммерческих ресурсов это – самоубийство. Однако просто убрать капчу – значит отдать ресурс в руки спамеров, что для больших популярных ресурсов сродни катастрофе (не нанимать же дополнительную команду модераторов для чистки комментариев). Тем не менее, есть простые способы сделать так, чтобы пользователь заполнял лишь стандартные поля, но спамерам на сайт доступ был бы закрыт. Приступим.
vidi-kapchi

Чего добиваются спамеры?

Организаторы спамерских «атак» надеются, что владелец сайта начнет заказывать и покупать то, что постят боты в комментариях (также для этой цели предусмотрены e-mail рассылки, но это уже совсем другая статья). Также формы комментариев спамят ради ссылочного продвижения. Чем больше «наследят» боты – тем выше вероятность, что комментарии не везде будут удалены, и часть ссылок останется, проиндексируется, позволит повысить позиции определенного сайта.

Наличие капчи мешает ботам оставлять комментарии автоматически, но, как мы уже обсудили, отпугивает часть пользователей. Также ботов используют для хакерских атак на сайт – тогда жертвами могут стать не только формы комментариев, но и регистрационные.

Для чего нужна капча?

Понимая, что капча вредит конверсии, некоторые владельцы крупных ресурсов не пытаются «совать» ее куда попало – она появляется как результат определенных подозрительных действий.

Для примера можно взять социальную сеть Вконтакте: капчу там придется вводить, только если количество действий пользователей превысит расчетный промежуток времени. В частности, оставлять по 10 комментариев в секунду живой человек не может, поэтому ввод капчи будет защитной мерой, если такие действия обнаружатся. «Живым» комментаторам, соответственно, вводить капчу не нужно.

Однако не стоит уповать на капчу как на единственное спасение: рисунки капчи можно распознавать нейронными системами, «обучая» их на десятках тысяч примеров. К тому же, в Сети немало специализированных агентств, которые предоставят услуги по спам-рассылкам с автоматизированным распознаванием капчи. Их технические возможности практически безграничны, а для борьбы с ними приходится придумывать капчи со все более сложными заданиями. Но вряд ли ваши пользователи захотят вычислять корень или решать уравнения с тремя иксами.

Виды капчи

Сложно перечислить все-все виды защиты, поэтому остановимся на самых основных и известных: yaCAPTCHA – одна из самых первых и до сих пор одна из самых популярных в мире. Визуально представляет собой изображение с цифрами и латинскими буквами. Хоть это и классическая капча, она не всегда простая в распознавании для пользователя – поэтому влияние на конверсию есть, и самое прямое.
yaCAPTCHA
Anti Spam Image – напоминает упомянутую выше капчу с единственным различием: вводить данные с изображения пользователю предстоит с определенным условием: например, вводить только красные буквы или только цифры. Неплохая преграда для ботов, но одновременно недостаток для не очень внимательных пользователей: многие просто не увидят условия и будут по привычке вводить все символы.
Anti-Spam-Image
Captcha Anti-spam – изображение, символы и цифры: все, как в предыдущих двух видах. Единственное отличие – возможность прослушать капчу, предназначенная для людей со слабым зрением.
Captcha-Anti-spam
reCAPTCHA – достаточно популярный вид капчи с вводом символов с изображения и возможностью прослушивания. Обычно вводить нужно два слова – причем второе зашифровано настолько, что представляет собой неудобоваримую абракадабру. Эффективная капча против ботов, но одна из самых неудобных для пользователей.
reCAPTCHA
Simple CAPTCHA – простая символьная капча с возможностью обновления содержимого, если набор символов непонятный. Достаточно легко поддается считыванию современными ботами.
Simple-CAPTCHA
Math Comment Spam Protection – на изображении выводится две цифры, которые пользователю нужно сложить и написать в поле сумму. Сложная для ботов капча. Математические задачи обычно элементарные, поэтому проблем у пользователей не возникает. Это быстрее, чем расшифровывать набор из 6-10 случайных символов.
Math-Comment-Spam-Protection
WP-NOTCAPTCHA – три перевернутых картинки, а под ними – три ползунка. Нужно передвинуть ползунки так, чтобы картинки стали вертикальными. Очень сложная для ботов капча, забавная и интересная для пользователей. Опять же – не для всех, так как решение задачи занимает больше времени, чем ввод символов.
WP-NOTCAPTCHA
ImHuman – предлагает пользователю набор картинок и задачу: например, отметить только те картинки, на которых изображены горы. Ботам практически невозможно решить эту задачу. Пользователи оценивают капчу за простоту – хотя иногда размер экрана устройства пользователя не дает возможности рассмотреть все предлагаемые изображения.
ImHuman
Checkbot – из трех картинок с человечками нужно выбрать одну, где рука у человечка поднята. Самая удобная капча для пользователя, правда, практически не представляющая проблем для ботов.
Checkbot
Dcaptcha – пользователю предлагается просто поставить галочку для подтверждения, что он не робот. Быстро и удобно, но следует учитывать – «научить» современного бота ставить галочки можно за 1 минуту.
Dcaptcha

Защита от авторегистраций на сайте: какой она должна быть?

Полный отказ от капчи в ряде случаев невозможен. Однако чтобы создать альтернативу, можно использовать несколько достаточно эффективных методик.

Плагин Akismet – эффективная программа, которая умеет составлять собственный алгоритм определения спама, не причиняя неудобств пользователю. Миллионы установок по всему миру являются лучшим подтверждением результативности плагина.

Honeypot – добавляет в регистрационную форму невидимое для пользователя поле-приманку. Все просто: если это поле заполнено, значит это сделал бот (так как человек поле не видит). Правда, риск все же есть: особо внимательные люди могут рассмотреть поле и заполнить его, несмотря на предупреждающие надписи. Кроме того, «обученные» боты умеют анализировать поля и не «вестись» на эту приманку. Главное преимущество методики – отсутствие неудобства для пользователя – следовательно, сохранение конверсии.

Настройка поля для ввода телефона. Если в форме для комментариев/регистрации есть поле для указания телефонного номера, и это поле обязательное, достаточно настроить автоматический запрет на публикацию комментария, если указанный номер имеет меньше 4 цифр. Кроме того, нужно переименовать это поле в программном коде: тогда бот, посчитав это стандартным полем, заполнит его буквенной абракадаброй, что «включит красный свет» и не пропустит спамера дальше. Этот способ достаточно эффективный – количество спама сокращается до единиц.

Хороший способ защиты от спамеров в комментариях и регистрационных формах – авторизация пользователей через аккаунты в социальных сетях. Однако с появлением армии спам-ботов с фейковыми аккаунтами безопасность этой методики тоже достаточно спорная.

Отличать живого пользователя от бота можно, определяя время, которое он затратил на заполнение формы регистрации или комментария. Нормальный человек не сможет сделать это за 5 секунд. Если обнаружены явные действия ботов, вариантов несколько предлагать капчу либо предлагать заполнить поля еще раз. Два правила для тех, кто решили отказаться от капчи:

  1. Займитесь модерацией – готовьтесь постоянно отслеживать спам в комментариях и нещадно удалять его вручную.
  2. Используйте любые методы, которые не отображаются на удобстве и скорости использования сайта со стороны пользователей. Хозяин кафе не заставляет гостей за столиками травить тараканов – это сугубо его задача.

Капча и конверсия в цифрах и фактах

Если совсем уж упростить процесс восприятия пользователем капчи, приведу простой пример: вы приходите в магазин, просите у продавца бутылку воды, протягиваете деньги… а он в ответ достает сейф с малопонятным кодом на дверце и говорит: «А не вор ли ты? Введи этот код, чтобы я убедился». Ваша реакция вполне предсказуема – вы развернетесь и пойдете в другой магазин. Точно так же дело обстоит и с капчей. Методы защиты от спамеров все усложняются. Вспомним старые капчи:
Primer-staroy-kapchi
А теперь вздрогнем от ужаса при виде этих:
kapcha-ubiyca
Борьба со спамерами напрямую отражается на пользователях – потенциальных покупателях и заказчиках. В 2009 году при исследовании этом проблемы в США выявили, что отказ от капчи приводит к росту конверсии на 3,2% (соответственно, сейчас интернет-аудитория выросла и эффективность будет как минимум вдвое выше). В рамках крупного интернет-магазина даже 3,2% - серьезный показатель эффективности.

Эту проблему пытались и пытаются решать – например, предлагают вместо капчи просмотреть короткое видео и описать 1-2 словами, о чем ролик (слова предлагаются на выбор). Как ожидалось, ни этот, ни другие альтернативные способы эффективности не возымели: все они тормозят пользователя, заставляют его тратить время на ненужные ему операции – и пользователь уходит.

Казалось бы, этих аргументов достаточно, чтобы отказаться от капчи в пользу других альтернативных методик. Однако статистика неумолима: количество интернет-проектов, отдающих предпочтение капче, в мире только растет. Например, статистика от CMS Drupal наглядно демонстрирует, что к октябрю 2015 года капчу на сайты установили 271,238 владельцев ресурсов – а еще в октябре 2012 года этой возможностью воспользовалось почти вдвое меньше - 158,236 человек.
 kapcha-prikol
Почему владельцы сайтов заведомо отказываются от дополнительной конверсии? Причина часто в том, что разработчики сайтов – не маркетологи. Их задача – защитить ресурс от спамерских атак. Они успешно решают это с помощью сложной капчи. Остальное для них – вторично (что совершенно понятно и объяснимо). Специалисты Стэнфорда (один из самых авторитетных университетов в США) протестировали 1100 человек, изучая их покупки на всемирном интернет-аукционе eBay, и пришли к таким выводам:

  • чтобы распознать и ввести капчу, человек тратит почти 10 секунд;
  • на распознавание и ввод аудиокапчи в среднем тратится больше 28 секунд;
  • 50% пользователей отказались от дельнейших действий, увидев капчу;
  • 71% людей капча показалась удобной для распознавания и ввода;
  • 31% пользователей смогли верно распознать аудиокапчу.
Здесь следует уточнить, что в исследовании только 1% пользователей предпочли аудиокапчу. В основном это были люди с проблемным зрением, которым сложно рассмотреть переплетение символов на рисунке.

Как понять, что вам пора отказаться от капчи?

Ответьте на три вопроса, и вам все станет понятно:

  1. Вас действительно так одолевают спамеры, что вы готовы пожертвовать конверсией ради борьбы с ними?
  2. Проанализируйте, насколько ваша капча удобна для пользователей – в том числе и для людей, у которых проблемы со зрением.
  3. Вы готовы осознать факт, что не существует идеальной капчи для борьбы с ботами? Вы понимаете, что усложнение капчи отражается в первую очередь на пользователях?
Установка капчи – это перекладывание ваших проблем по борьбе со спамерами на посетителей. Ищите альтернативу, и вам воздастся: конверсия увеличится и будет расти. Естественно, при условии, что со всеми остальными коммерческими функциями на сайте все в порядке.
Автор: Евгений Калатушкин
Задайте свой вопрос удобным способом
Цель SEO-продвижения – постоянное привлечение целевых посетителей на сайт. Для этого необходимо оставаться в ТОПе поисковой выдачи по ключевым запросам. Поисковое продвижение – это изменение сайта по нескольким видам факторов, в результате которого его позиции улучшаются в выдаче поисковых систем. Преимущества SEO-продвижения:
  • качественно проведенная оптимизация дает долговременный результат – после завершения активных действий позиции не падают;
  • из поиска приходит максимально целевая аудитория – люди, заинтересованные в конкретной информации, продукте или услуге;
  • используя поисковые запросы разной частотности, можно охватить максимум целевой аудитории;
  • SEO – самый недорогой метод рекламы сайта. Значительные финансовые вложения нужны на начальных этапах оптимизации сайта.
Недостатки SEO-оптимизации:
  • результаты продвижения появляются не сразу: от 2 до 12 месяцев. Нижняя граница обусловлена техническими задержками в работе поисковых алгоритмов, а верхняя наличием высокой конкуренции в продвигаемой отрасли;
  • для некоторых сайтов оптимизация не приносит результата из-за уникальных особенностей (вид «движка», использование flash-технологий, отсутствие контента, жёсткий брендбук касательно вида сайта);
  • поисковые системы не всегда корректно ранжируют сайты клиентов, а динамика роста может быть ниже прогнозируемой;
  • частое низкое качество результатов от работы компаний и специалистов, в виду высокой сложности процессов продвижения;

Статьи, которые могут быть интересны: