• /

Рекомендации при разработке сайта с точки зрения SEO

Данное руководство составлено в результате обработки и систематизации следующих источников:
  • Официальные руководства и рекомендации по созданию и оптимизации сайтов поисковых систем Яндекс и Google;
  • Справки по использованию продуктов поисковых систем;
  • Публикации и вебинары от представителей поисковых систем;
  • Многочисленные конференции для маркетологов, аналитиков и владельцев сайтов;
  • SEO-аудиты, технические задания, регламенты и рекомендации WEB-студий, SEO-агентств и подобных компаний;
  • Результаты личных многочисленных SEO-экспериментов;
Цель гайда - дать вебмастерам возможность создавать сайты, первичная SEO оптимизация которых будет способствовать их скорейшей корректной индексации и наилучшего ранжирования в поисковых системах.

Так же данный гайд позволит SEO-специалистам существенно сократить технические задания, создаваемые в результате проведения SEO-аудитов, а владельцам сайтов лучше понимать состояние их сайтов. Он будет полезен дизайнерам, маркетологам, проектировщикам и прототипистам с целью использования в своей работе.

Выбор доменного имени

Крайне важно выбрать доменное имя для своего сайта. Этот шаг может определять концепцию, дизайн и даже структуру сайта. Информацию о выборе доменного имени крайне сложно уместить в формат текущего документа – подробным мануал по выбору описан в отдельной статье.

Регистрация доменного имени

Когда доменное имя выбрано, его необходимо зарегистрировать. На рынке существует не так много регистраторов и расселеров. Разницу между ними можно прочитать здесь. Если выбирать между регистраторами, то они +- одинаковые. Из ресселеров можно выделить самых популярных:

  • reghouse.ru
  • 2domains.ru
  • ru-tld.ru
  • regnic.name
  • fastvds.ru

WWW в домене

Использование www в доменном имени является рудиментом: оно лишь удлиняет написание и менее удобное для прочтения. Рекомендуется оказаться от него, установив 301-ый редиректы со страниц сайта с www на страницы сайта без www, а также указать основную версию доменного имени без www в файле robots.txt директиве host.

Языковые версии

При ранжировании сайтов одним из значимых факторов для поисковых систем является доменная зона. Таким образом в России приоритет отдаётся .ru, а для зарубежных посетителей это может быть доменная зона .com Таким образом англоязычную версию сайта рекомендуется разместить на отдельном домене, а языковой переключатель настроить таким образом, чтобы он менял не только содержимое страницы, но и доменную зону. Это поможет поисковым системам лучше ранжировать языковые версии.

Хостинг

Раздел пока не написан.

HTTPS

Для сайта, рекомендуется выполнить переход на https протокол. HTTPS (Hypertext Transport Protocol Secure) – это протокол, который обеспечивает безопасность и конфиденциальность при обмене информацией между сайтом и устройством пользователя. Например, он позволяет защитить данные, которые клиент указывает в веб-форме, чтобы подписаться на обновления или совершить покупку. Каждый пользователь надеется, что такая информация не попадет в руки мошенников. Правила перенаправлений на сайте необходимо скорректировать с учётом протокола.

200 OK

На главной странице сайта код ответа сервера должен быть исключительно 200 ОК! Часто, главную страниц перенаправляют в какой-либо каталог на сайте - это плохое решение, т.к. не у всех пользователей могут корректно отрабатывать правила перенаправлений. Так же поисковые системы рекомендуют оставлять главную страницу сайта доступной и наличие редиректов на ней может быть классифицировано как «Избыточное автоматическое перенаправление», которое может негативно сказываться на позициях сайта.

Expires

Параметр Expires указывает на то, как долго поисковые системы могут считать страничку сайта как актуальную и не возвращаться к ней. Если параметр некорректно настроен или не отображается вовсе, это может приводить к уменьшению лимитов, выделяемых поисковыми системами на индексацию и переиндексацию сайта. Рекомендуется настроить сервер на корректную обработку и отдачу параметра Expires на дату не менее 10 дней от текущей.

If-Modified-Since

Перед повторным сканированием документа поисковые системы могут использовать запросы к серверу с указанием заголовка If-Modified-Since. При неизменности документа сервер должен возвращать ответ 304 Not Modified. При таком ответе поисковые краулеры не тратят ресурсы на пересканироваине неизменившихся документов и это способствует более полной индексации и сокращению времени на переиндексакцию страниц. Рекомендуется настроить работу сервера в соответствие с корректной отработкой на запросы поисковых систем с заголовком If-Modified-Since.

Last-modified

Параметр Last-modified указывает, когда последний раз обновлялась страница сайта. Необходимо, чтобы эта дата корректно возвращалась в ответах сервера. Это поможет правильно индексировать сайт поисковым системам.

404 ответ сервера

Для несуществующих страниц сайта сервер необходимо настроить таким образом, чтобы отдавался ответ 404 Not Found. Данный ответ позволит поисковым системам сформировать точную структуру сайта, исключив из ранжирования несуществующие страницы.

Robots.txt

Robots.txt – это служебный файл, который позволяет управлять индексацией ресурса. Его минимальное содержимое должно быть следующим:
минимальное содержание Robots.txt
Про другие параметры и настройку файла robots.txt можно ознакомиться тут.

Дубликаты страниц

Зачастую эти страницы возникают в результате неправильной настройки сервера или простановки ссылок внутри сайта. Необходимо установить причины появления таких страниц и их устранить.

HTML – карта сайта

Карта сайте помогает поисковым роботам лучше индексировать страницы сайта, а пользователям лучше находить информацию на сайте. Некоторые посетители не любят использовать меню навигации, а хотят, так сказать, увидеть весь список представленных на сайте материалов и продуктов. Рекомендуется реализовать на сайте такую карту сайта в соответствие с текущим дизайном и органично вставить сквозную ссылку на неё;

sitemap.xml

На сайте должен присутствовать файл sitemap.xml Рекомендуется сделать его доступным по адресу site.ru/sitemap.xml Это рекомендация позволяет всем поисковым системам корректно обнаруживать и учитывать содержимое этого служебного файла. Про создание файла подробней можете прочитать здесь.

Адаптивность дизайна и мобилопригодность

Подробно данный пункт я рассмотрел здесь. Если резюмировать, то:

  • Мобильная версия сайта является важным фактором ранжирования в поисковых системах;
  • Её реализацию рекомендуется выполнять в виде адаптивной версии сайта. Мобильная версия сайта, вынесенная на поддомен, является плохим решением - для поисковых систем такие сайты являются разными и поведенческие факторы одного сайта не влияют на другой. Для учёта всех статистических данных в рамках одного ресурса - мобильную версию сайта рекомендуется реализовывать в виде адаптивного дизайна.
  • Если мобильная версия сайта всё же реализована на поддомене её необходимо закрывать от индексации т.к. она содержит дублирующую информацию на своих страницах.

Валидность кода

Валидность кода – это соответствие кода определённым стандартам. Поисковые краулеры достаточно успешно разбирают код, написанный по разным стандартам, но наибольшее внимание разработчики поисковых систем уделяют корректной индексации и разбору кода, соответствующего стандартам W3C. W3C – это международная организация, которая занимается разработкой и внедрением различных технологических стандартов для Интернета. Все стандарты, перед тем, как стать рекомендациями проходят несколько стадий согласования во всём консорциуме, который расположен в нескольких странах, в т.ч. и в России (Москва: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»). Необходимо привести все страницы сайта в максимально-валидный вид, т.к. в данный момент сайт содержит нарушения рекомендаций стандартов: https://validator.w3.org/nu/

Общие рекомендации

  1. Обязательно сделать xml и html карту сайта. Цель карты html – заставить робота все проиндексировать. Карты автоматически должны меняться при добавлении или удалении страниц. Html делается на основе xml в виде списка строк с отображением вложенности в текстовом виде, в виде html ссылок. Карты должны исключать те страницы, которые закрыты в robots.txt от индексации. Файл sitemap.xml не должен содержать более 50 000 url, нельзя использовать более 1 000 файлов sitemap.xml.
  2. Разрабатывать новые сайты с учетом требования, что уровень вложенности должен быть не более 2-х кликов от главной.
  3. На сайте должен быть адаптивный дизайн (сайт должен корректно отображаться при разрешении экрана от 320 до 1200px), при любом разрешении должна отсутствовать горизонтальная прокрутка.
  4. Отказаться от рopup, clickup, bodyclick и popunder (всплывающие, выпрыгивающие окна).
  5. Не использовать заставку при загрузке сайта.
  6. Все css стили и java скрипты должны быть вынесены из тела страницы в отдельные файлы.
  7. При разработке стараться добиваться максимальной валидности css и html согласно стандарту W3C.
  8. На любой странице сайта не должно быть более 3 000 внутренних ссылок.
  9. При разработке сайта обязательным элементом должны быть хлебные крошки. Последняя запись навигационной цепочки не должна являться ссылкой.
  10. При формировании адресов страниц для разделения слов использовать исключительно дефисы (-). Слова в ЧПУ-урлах рекомендуется формировать посредством сервиса translate.google.ru: для общеизвестных разделов, например, новости, контакты, услуги, цены, о нас, о компании, использовать перевод, а для не часто используемой и узкоспециализированной терминологии использовать транслит.
  11. Оптимизированный текст должен быть как можно ближе к началу документа в коде. Например,
<body> <h1>Заголовок с ключевиком<h2> (сразу после предыдущего тега) <p>Оптимизированный текст</p> (сразу после предыдущего тега) <всё меню сайта> <графика> <все скрипты> </body> </html>

  1. В адресе страницы важно отражать структуру сайта (вложенность, 1 клик=1 слеш).
  2. Не использовать фреймы при создании сайтов.
  3. Движок сайта не должен генерировать сессионных переменных в адресе страниц.
  4. В системе управления сайтом должна быть предусмотрена возможность задавать уникальные значения следующих элементов: title, keywords, description, h1, title и alt у изображений.
  5. Необходимо использовать на сайте микроразметку shema.org и подходящие микроформаты https://yandex.ru/support/webmaster/microformats/what-is-microformat.html
  6. h1 не должен являться ссылкой и содержать внутренних тегов, должен быть сразу после <body>. Между тегом и текстом ничего не должно быть.
  7. При изменении адреса любой страницы сайта система управления должна создавать правило с 301 редиректом на новую страницу сайта.
  8. Несуществующие страницы сайта должны отдавать 404 ответ сервера.
  9. На главной странице сайта обязательно должно быть указано название организации в текстовом виде хоть где-то. Если название может быть записано аббревиатурой, желательно упомянуть и её расшифровку.
  10. Сайт должен быть кроссбраузерным для корректного отображения во всех последних популярных версиях браузеров.
  11. Логотип кликабельный, ведёт на главную.
  12. Сервер должен корректно отдавать значения следующих параметров: Last-Modified и If-Modified-Since.
  13. Добавлять на сайты счетчики статистики и аналитики.
  14. По возможности на каждую страницу сайта в том или ином виде добавить блок «Поделиться» от Яндекса.
  15. Обязательно укажите в robots основное зеркало сайта (директива host) и ссылку на sitemap, закройте технические страницы от индексации.
  16. Скорость загрузки страниц сайта не должна превышать 2-3 секунд.
  17. Размер страницы: контент, файлы стилей CSS, графика и изображения, файлы JavaScrip - не должны в сумме превышать 10мб т.к. в противном случае страница может быть не проиндексированна.
  18. Заголовки h1-h6 не должны использоваться как элементы дизайна. Данные теги должны применяться исключительно к контенту.
  19. Сайт должен выдерживать в нагрузочном тестировании от 20 одновременных активных сессий.
  20. Стабильность хостинга за каждый месяц должна быть не менее 99,85% по данным Яндекс.Метрики.
Данный тест может быть не объективен. Его содержимое не статично и имеет свойство меняться с течением времени. Рекомендации являются результатом моей работы и представлены в ознакомительных целях. Всё написанное является сугубо моим личным мнением и оценочным суждением. Применимость каждого пункта необходимо определять самостоятельно. Автор не несёт ответственности за любые события, вызванные выполнением рекомендаций.
Автор: Евгений Калатушкин
Цель SEO-продвижения – постоянное привлечение целевых посетителей на сайт. Для этого необходимо оставаться в ТОПе поисковой выдачи по ключевым запросам. Поисковое продвижение – это изменение сайта по нескольким видам факторов, в результате которого его позиции улучшаются в выдаче поисковых систем. Преимущества SEO-продвижения:
  • качественно проведенная оптимизация дает долговременный результат – после завершения активных действий позиции не падают;
  • из поиска приходит максимально целевая аудитория – люди, заинтересованные в конкретной информации, продукте или услуге;
  • используя поисковые запросы разной частотности, можно охватить максимум целевой аудитории;
  • SEO – самый недорогой метод рекламы сайта. Значительные финансовые вложения нужны на начальных этапах оптимизации сайта.
Недостатки SEO-оптимизации:
  • результаты продвижения появляются не сразу: от 2 до 12 месяцев. Нижняя граница обусловлена техническими задержками в работе поисковых алгоритмов, а верхняя наличием высокой конкуренции в продвигаемой отрасли;
  • для некоторых сайтов оптимизация не приносит результата из-за уникальных особенностей (вид «движка», использование flash-технологий, отсутствие контента, жёсткий брендбук касательно вида сайта);
  • поисковые системы не всегда корректно ранжируют сайты клиентов, а динамика роста может быть ниже прогнозируемой;
  • частое низкое качество результатов от работы компаний и специалистов, в виду высокой сложности процессов продвижения;

Статьи, которые могут быть интересны: