SEO аудит сайта

SEO-аудит – обязательный этап продвижения сайта, без которого нельзя начинать раскрутку. Ни один уважающий себя специалист не возьмется продвигать ресурс, не изучив его детально. Рынок сейчас развивается стремительно, количество требований к качественным сайтам стабильно возрастает – уже сейчас оно подбирается к отметке 1000. Чтобы описать полный SEO-аудит, понадобится добрый десяток подобных статей. Попробуем остановиться на самых важных аспектах анализа ресурса перед продвижением.

Этапы профессионального SEO-аудита:

  1. Подготовка. Сюда входят: сбор информации о проекте, ручной анализ ресурса, анализ предыдущих отчетов (если сайт уже продвигали), оценка потенциала сайта с точки зрения трафика, анализ платформы (CMS) с точки зрения SEO.
  2. Анализ индексации сайта в поисковых системах, включая сравнение количества страниц, проверку сайта на зеркала и региональную привязку.
  3. Анализ ссылочной массы. Включает изучение общих показателей, динамики ссылочной массы, составление рейтинга ссылающихся доменов.
  4. Проверка сайтов на фильтры.
  5. Анализ показателей ТИЦ и PR.
  6. Изучение наличия ссылок на сайт в каталогах Яндекс, DMOZ, Mail, Rambler.
  7. Анализ технических параметров: ответа сервера на главной странице и ее кодировки, ответа сервера для несуществующей страницы. Также анализируется время загрузки страниц, соответствие стандарту W3C, файлы Robots.txt и Sitemap.xml, атрибут rel="canonical". В процессе ищут также нечеткие дубликаты.
  8. Анализ внутренних показателей сайта: изучение ссылок на главной странице и проверка ее на скрытый текст, проверка мета-тегов, анализ юзабилити, поведенческих факторов, отказов, глубины просмотра, времени, поведенного на сайте, источников посещений.
  9. Изучение других факторов, связанных с тематикой ресурса, особенностями отрасли и другими специфическими моментами.

Поисковый аудит

Поисковый или SEO-аудит направлен на изучение внутренних и внешних факторов сайта и проверку их на соответствие общепринятым стандартам. Аудит включает:

  • комплексный анализ поисковых запросов и страниц, на которые они приводят посетителей;
  • проверка сайтов-доноров, ссылающихся на продвигаемый сайт;
  • проверку на уязвимость и типовые проблемы в работе сайта (в том числе к атакам SPAM-ботов);
  • анализ текущих позиций сайта и его посещаемости;
  • проверка оптимизации метатегов, представления сайта в поисковых системах;
  • анализ контента (в частности, на оптимизированность и уникальность);
  • поиск «битых» внутренних и внешних ссылок;
  • анализ структуры ресурса.

Технический аудит

Этот вид анализа сайта включает следующие виды работ:

  • изучение HTML-кода и ошибок в нём;
  • анализ логики работы ресурса;
  • изучение перелинковки;
  • определение зеркал сайта;
  • поиск дублей страниц и контента;
  • анализ правильности гео-привязки;
  • анализ файла robots.txt;
  • проверка корректности работы сервера;
  • проверка на аффилированность;
  • проверка на санкции поисковиков;
  • анализ корректности страницы 404;
  • проверка настроек микроразметки, микроформатов и микроданных;
  • анализ карты сайта для посетителей и карты формата XML.

Usability-аудит

Он включает проверку структуры сайта, исследование поведенческих факторов, анализ наличия важной пользовательской информации (страницы с контактами, разделов «О нас», «Гарантии», «Оплата и доставка» и т.п.). Также в процессе аудита анализируют оформление страниц, карточек товаров, корзины (естественно, если речь идет об онлайн-магазине). Изучают удобство навигации и сравнивают ресурс с сайтами успешных конкурентов.

Анализ конверсии и аудит коммерческих факторов

Анализируя конверсионные пути, определяют факторы, которые могут помешать конверсии, выстраивают или изучают имеющуюся воронку продаж. При анализе коммерческих факторов проводят изучение топовых конкурентов, определяют потребности целевых посетителей, создают матрицу коммерческих факторов. Также в ряде случае проводят отдельный аудит конкурентов – анализируют позиционирование, приблизительные бюджеты, стратегии и методы оптимизации, источники трафика и другие факторы.

Факторы, которые позволят улучшить сайт

Чтобы SEO аудит прошел успешно, и количество рекомендаций по его результатам было приемлемым, нужно постоянно улучшать ресурс. Вот несколько важных актуальных направлений для совершенствования сайта, которые нужно проверить в первую очередь. Для страниц и разделов:

  • добавить их в карту сайта;
  • создать страницу «О нас»;
  • создать страницу «Оплата и доставка» для коммерческого сайта;
  • добавить страницу «Гарантии» и/или «Условия возврата»;
  • создать страницу «Правила сайта»;
  • добавить страницу «Отзывы»;
  • загрузить грамоты и сертификаты – фото и описания;
  • добавить страницу «Цены» с актуальными прайсами, предусмотреть функционал печати с сайта;
  • добавить раздел «Наша команда» с фото и контактными данными ключевых сотрудников;
  • добавить страницу «Вопросы и ответы» или «Помощь»;
  • добавить глоссарий, если на сайте много терминологии;
  • создать раздел новостей, блог, форум.
Для мета-тегов и разметки:

  • написать уникальные заголовки для каждой страницы;
  • написать уникальные описания (description);
  • добавить микроразметку org;
  • добавить favicon;
  • добавить мета-теги Open Graph для социальных сетей.
Для контента:

  • для каждой страницы предусмотреть текст;
  • позаботиться о создании структурированного контента;
  • проверить тексты на отсутствие опечаток, ошибок;
  • сделать подробные описания там, где это нужно (для товаров, услуг);
  • использовать типографические стандарты при публикации текстов;
  • загрузить качественные фото;
  • заполнить атрибут alt для всех изображений;
  • сделать фото кликабельными;
  • настроить открытие исходящих ссылок на другие сайты в новой вкладке;
  • добавить видео там, где это актуально.
Для страниц:

  • оптимизировать код, устранить лишние фрагменты;
  • проверить код с помощью валидатора, провести работу над ошибками;
  • с помощью кеширования сделать загрузку более быстрой;
  • провести оптимизацию изображений – вывести графику в CSS-спрайты;
  • проверить хостинг на скорость и надежность, если нужно – сменить его;
  • создать адаптивную или мобильную версию ресурса;
  • изучить скорость загрузки сайтов конкурентов, провести работу по улучшению своего сайта в этом направлении.
Для функционала ресурса и структуры:

  • настроить ЧПУ с удобным отображением;
  • добавить рекомендательные навигационные блоки;
  • добавить навигацию «хлебные крошки»;
  • если нужно – применять контекстные ссылки;
  • оптимизировать поиск по сайту;
  • добавить функцию поиска по морфологии;
  • если поиск не дал результатов – добавить советы по расширению его условий;
  • добавить кнопки шеринга в соцсети;
  • добавить виджеты соцсетей («Мне нравится» и т.п.);
  • для сайтов со статьями – добавить блоки с рейтингами самых читаемых/комментируемых публикаций;
  • добавить функцию комментирования;
  • настроить древовидное отображение комментариев;
  • сделать возможным публикацию комментариев с аватарками;
  • убрать капчу из пользовательских форм;
  • настроить запоминание информации, которую вводит пользователь, чтобы при повторном обращении она отображалась автоматически;
  • позаботиться о защите конфиденциальных данных;
  • настроить удобную сортировку элементов на странице;
  • сделать коммерческий сайт мультивалютным;
  • добавить другие языковые версии;
  • публиковать статьи и новости с датами и отображением имени/логина автора;
  • добавить функцию отправки на печать публикаций;
  • предусмотреть кликабельный логотип (он должен ссылаться на главную);
  • оптимизировать страницу 404, превратить ее в функциональную и привлекательную.
Для удобства:

  • оптимизировать меню – чтобы было ясно, в каком разделе находится пользователь;
  • проверить функционал на корректную работу;
  • добавить функцию быстрой прокрутки вверх для длинных страниц;
  • избавиться от всех всплывающих элементов. Если это невозможно – убедиться, что они не раздражают пользователей;
  • предоставить максимально много контактных данных;
  • опубликовать интерактивную карту от Google или Яндекс с адресом офиса и схемой проезда;
  • перенять успешные решения у конкурентов;
  • добавить онлайн-чат;
  • зарегистрировать бесплатный номер телефона 8-800, добавить к контактам;
  • провести а/б тестирование для спорных моментов;
  • оптимизировать навигацию после анализа карты кликов пользователей;
  • оптимизировать сайт, решив проблемы, с которыми сталкиваются пользователи (по данным вебвизора);
  • проверить сайт на кроссбраузерность и отображение на разных устройствах. Обратить внимание, не закрывают ли блоки «Поделиться» или «Онлайн-консультант» важные функциональные элементы;
  • заказать анализ сайта у специалиста по usability;
  • попросить человека не из круга интернет-специалистов использовать сайт и выполнить на нем определенные действия без подсказок (например, сделать заказ). Проанализировать трудности, с которым он сталкивается.

Поисковый аудит

  • зарегистрировать сайт в функциональных панелях для вебмастеров от поисковых систем;
  • убедиться, что в ответ на несуществующие запросы демонстрируется страница 404;
  • проверить сайт на наличие битых ссылок, удалить или откорректировать их;
  • проверить проиндексированные поддомены, удалить тестовые варианты;
  • удалить страницы, не несущие пользы;
  • оптимизировать xml, сделать его актуальным;
  • в robots.txt закрыть доступ к технической и другой ненужной поисковикам информации;
  • оформить и настроить ssl-сертификат;
  • проверить, как загружаются страницы с отключенным

Для раскрутки сайта:

  • добавить сайт в ключевые каталоги (например, Яндекс);
  • предусмотреть форму подписки, делать ежемесячную интересную рассылку;
  • изучать и реагировать на упоминания сайта в Сети;
  • сотрудничать с партнерами для привлечения аудитории или обмена посетителями;
  • проводить конкурсы, анонсировать их через соцсети;
  • писать гостевые материалы для других сайтов;
  • привлекать СМИ при наличии актуального информповода;
  • добавить сайт в бизнес-справочники;
  • добавить данные в картографические сервисы.
Аудит и дальнейшее улучшение сайта – пожалуй, самая сложна часть SEO-продвижения. От ее качества зависит успех всех дальнейших действий. Поэтому данный этап нельзя игнорировать. Также не рекомендуется выполнять его самостоятельно. Оптимизатор при аудите использует набор профессиональных инструментов (большинство из них – платные), поэтому получает максимально точные данные. А еще – он знает, что с ними делать. Поэтому для изучения ресурса привлекайте опытного SEO-специалиста.
Автор: Евгений Калатушкин
Задайте свой вопрос удобным способом
Цель SEO-продвижения – постоянное привлечение целевых посетителей на сайт. Для этого необходимо оставаться в ТОПе поисковой выдачи по ключевым запросам. Поисковое продвижение – это изменение сайта по нескольким видам факторов, в результате которого его позиции улучшаются в выдаче поисковых систем. Преимущества SEO-продвижения:
  • качественно проведенная оптимизация дает долговременный результат – после завершения активных действий позиции не падают;
  • из поиска приходит максимально целевая аудитория – люди, заинтересованные в конкретной информации, продукте или услуге;
  • используя поисковые запросы разной частотности, можно охватить максимум целевой аудитории;
  • SEO – самый недорогой метод рекламы сайта. Значительные финансовые вложения нужны на начальных этапах оптимизации сайта.
Недостатки SEO-оптимизации:
  • результаты продвижения появляются не сразу: от 2 до 12 месяцев. Нижняя граница обусловлена техническими задержками в работе поисковых алгоритмов, а верхняя наличием высокой конкуренции в продвигаемой отрасли;
  • для некоторых сайтов оптимизация не приносит результата из-за уникальных особенностей (вид «движка», использование flash-технологий, отсутствие контента, жёсткий брендбук касательно вида сайта);
  • поисковые системы не всегда корректно ранжируют сайты клиентов, а динамика роста может быть ниже прогнозируемой;
  • частое низкое качество результатов от работы компаний и специалистов, в виду высокой сложности процессов продвижения;

Статьи, которые могут быть интересны: